ru   |   en
Начало  >   Свое мнение  >   Евгений Мамонтов  >   Евгений Мамонтов. Копия верна.

Евгений Мамонтов

Евгений Мамонтов

Евгений Мамонтов родился в 1964 году. В 1991 окончил Литературный институт имени Горького. Лауреат Астафьевской премии. Живет во Владивостоке. В книге «Номер знакомого мерзавца» о ремесле писателя говорит: «Я завидую людям, которые могут сказать о себе: я плотник, инженер, скульптор, в крайнем случае, журналист. Мне, как какой-нибудь проститутке, приходится отделываться стыдливыми эвфемизмами вроде : «Работаю в сфере услуг населению». Как-будто есть кто-нибудь, работающий в иной сфере».
 

В материальном мире настоящее отличается от фальшивого ценой. Поэтому мы всегда предпочитаем фальшивое.

Евгений Мамонтов. Копия верна.

Я мечтаю о временах, когда все на свете станет ненастоящим и падет, наконец, проклятое деление на правду и вымысел, мечту и явь. Вот тогда все вокруг станет настоящим. Тогда вы все у меня попляшете! И я вместе с вами.

Сегодняшнее поклонение натуральному, беспримесному, экологически чистому, вкупе со стенаниями по поводу генетически измененных продуктов, исчезновения пчел и глобального изменения климата – крокодиловы слезы.

В сегодняшнем поклонении натуральному есть трогательная непоследовательность. Мы готовы построить фабрику натуральной косметики и ради этого навеки погубить несколько сот гектаров натуральной земли. «Натуральность» - сегмент все той же коммерческой программы по втюхиванию на рынок новой продукции. Наш мир вообще ненатурален и вернуться в натуральный мир мы больше никогда не сможем. Не сможем, например, отказаться от электричества, водоснабжения, вообще ни от чего не сможем отказаться, пока это все не кончится вместе с нашей цивилизацией. Признаем это. Будем смотреть на вещи прямо. Нас ждет естественная смерть от «неестественных» причин. Человечество изначально живет в условиях отложенного уничтожения. Последнее время этим уже модно упиваться. Года не проходит, чтобы он не был объявлен концом света или его кануном.  Этому никто уже не верит. «Пророчества» не сбываются и возникает иллюзия, что мы будем жить вечно на нашей голубой планете. Впрочем, идея «коллективного» бессмертия мало беспокоит человека, которому по самой его природе немного плевать на окружающих – своих проблем хватает.

Если говорить с максимальной упрощенностью – натуральному никогда не одолеть ненатурального, а ненатуральному никогда не достигнуть абсолютного сходства с натуральным. В сущности это две параллельные линии, пересекающиеся чуть не каждый миг в неэвклидовом пространстве нашего воображения. Однако хватит пустого разглагольствования, перейдем к натуральному. Вот, например, слезы. Они по своей природе являются натуральным выделением слезных желез. Но все знают, что слезы могут быть фальшивыми, не утрачивая при этом своей биологически естественной природы. Например, фальшивое умиление вызывает у женщин слезы, так же как у мужчин пьяное чувство патриотизма.  А могут быть слезы самые искренние, но вызванные «ненатуральной» причиной. То о чем Пушкин сказал с творческим восторгом: Над вымыслом слезами обольюсь! При этом вымысел заранее оговорен, а слезы, тем не менее, искренние. Как трудно бывает в таких случаях четко развести в стороны натуральное с ненатуральным.

В материальном мире настоящее отличается от фальшивого ценой. Поэтому мы всегда предпочитаем фальшивое. Деньги важнее правды – и это главная правда нашего существования. Вот, положим, какая-нибудь картина, какого-нибудь гениального художника, Ван Гога, предположим. Она дороже, чем хорошая копия. Это понятно. А почему? Если 99,9% не сможет отличить одно от другого, то какая вроде бы разница? Перед нами очевидный пример фетишизации предмета, что  абсолютно не входило в творческую задачу Ван Гога, когда он писал свои Подсолнухи или Ирисы, будь он хоть трижды сумасшедшим. Он воплощал художественную идею, свое виденье, его не интересовало, в сущности, создание конкретного артефакта. (Забавно вспомнить, кстати, что в данный момент мы говорим, в сущности, не о настоящих, а о нарисованных подсолнухах). Следовательно, поклоняясь в области искусства именно оригиналу, мы грешим в первую очередь против истины искусства. Вот все ездят посмотреть знаменитую Мону Лизу. Ну, допустим, не все и вообще редко кто специально за этим ездит, но по случаю, если уж оказался неподалеку от Лувра, думает, ну чего не зайти, тем более там не дорого. Я был. Ну и пошел смотреть Мону Лизу в оригинале. Я скептик. И к тому же сама картина мне никогда не нравилась. Шел, ухмыляясь про себя, ну-ну, дескать, поглядим… Нашел зал. А он пустой. Одни японцы стоят, и никаких картин нету на стенах вообще. Я не расстроился, думаю, наверное, перепутал что-нибудь. Зарубеж, все-таки. Потом вижу, японцы жмутся к одной стене и все лицом к ней столпились и клацают беспрестанно своими японскими фотоаппаратиками. Ну, я тоже туда пробился, встал на цыпочки, гляжу поверх японцев, точно – какая-то картина темнеется неясно за стеклом, потому что в стену вмурована. Не видать, скажу честно ни черта с пятнадцати метров, да еще за стеклом, да еще эти вспышки все-время. А меня как пробрало! Мона Лиза – натуральная! Мурашки побежали, на лбу пот выступил, и волосы на голове зашевелились – не вру. Стою в этой толпе просветленный и чуть не плачу. А Моны Лизы при этом мне даже не видно. Вот как оригинал прошибает! А я глупый иронизировал. Я вышел оттуда, гордясь собой, тем, что я вот, могу так глубоко чувствовать искусство. А как же тогда все мои рассуждения насчет того, что копия не хуже оригинала для абсолютного большинства людей? Неужели они не логичны? – подумал я. Нельзя же даже в шутку предположить, что бы это я лично был такой исключительный…Нет, они логичны. Тогда, может быть дело в том, что логика, сама по себе, уже есть искусственная система построения умозаключений и в своей искусственности она проигрывает непосредственности чувств. Но можно ли назвать мои чувства натуральными, т.е. относящимися непосредственно к произведению живописи, а не к атмосфере фетишизации, сгустившейся вокруг него за много столетий почти до осязаемой плотности. Может быть, меня просто наэлектризовали вспышки фотоаппаратов? Так я во всем запутался, а Джоконды этой считай, что и не видел. Но если что, если не вдаваться в подробности, то всегда любому можно сказать, что видел, был же в Лувре. Ложь – это ведь натуральная, естественная способность к подделке предметов и чувств. В философском смысле – ложь – это оппозиция, без которой не может существовать сама правда. А на правду мы не замахиваемся – она гарант натуральности.

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Jaylen
25.06.2016 17:50:51
Love hearing all the news about your families…Keeping up with all our seven grandkids (14 months thru 12 years)fills up our we08#nds&e823e;Stan&#k217;s highlight Memorial Day weekend -teaching our two year old grandson Aidan how to catch a lighting bug! Can’t get any better than that! We are so excited you will be at Bartlett Hills Sunday..We understand you will be singing inside after the picnic! Stan says he needs a ‘Dill-Fix’ We may try for a double dose of the Dills and see you at Whiteville Sat. nite. We keep you in our prayers!

Добавить комментарий

Имя*
Email*
Текст*
Секретный код*

Warning: imagepng(img/captcha/01c893ead4139f5e0ad3726cf662db36.png): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/annasaryan/data/www/library/Zend/Captcha/Image.php on line 563