Евгений Мамонтов
Плюнь ты на эту хмурую правду, прямо в лицо этому непреклонному палачу. Купи стильный брючный ремень! Но не спеши на нем вешаться!
Евгений Мамонтов. Правда
Нет вещи более определенной и более увертливой,чем правда. Постоянной и текучей. Единственной в своей определенности и расходящейся на множество лучей, каждый из которых способен дать все цвета спектра. Вот скажем, почти каждая конфессия утверждает, что Бог един, но при этом религий и богов множество. Правда – это вечная теорема, которую человечество доказывает на протяжении всей своей истории, всякий раз убедительно, но в самой этой убедительности заложена ирония, выходит, что правы были все и всегда, а это доказывает, что либо нет никакой правды вообще, либо нет ничего кроме правды и, тогда она теряет свой лучезарный статус, как вечная носительница света и противница лжи. Проще вообще махнуть рукой и пользоваться правдой утилитарно, как тостером – он или включен или выключен; вы или пришли на работу или нет, или вовремя или опоздали. А сложнее не надо. Запутаемся.
Но редко кому приходит в голову, а почему именно правда считается носительницей нравственного императива. Проще говоря, почему правда - хорошо, а ложь – плохо. Мы все лжем – и ничего. Стали бы мы лгать, если бы собирались получить от этого какую-то себе невыгоду или неудобство. Нет, конечно. Значит, чисто технически, ложь бывает полезна. А что такое ложь сама по себе, как ни попытка смоделировать ситуацию по-другому, в более выгодном для нас ключе? Выходит, что ложь, это актриса играющая правду с большим или меньшим талантом. Как назвал свою пьесу классик: «Правда хорошо, а счастье лучше».
Политически правда - неубиваемый козырь. Всякий политик оперирует этим инструментом. Адольф Гитлер после своих победоносных выборов в 1933 году, гордо сказал: сорок миллионов немцев не могли быть не правы. Через двенадцать лет те, кто остался в живых поняли, что могли. Правда не зависит от числа поданных за некую идею голосов. И порой откровенно тяготеет к обратной пропорции. Вот все считали, что Земля плоская и Бог есть, и параллельные линии никогда не пересекаются, и что коммунизм победит и что Бога нет и т. д.
Некое безысходное отношение к правде лучше всего выражено двумя полярными по смыслу народными выражениями: «Брешут люди» и «Люди врать не станут»
В конечном счете, правда всегда оказывается делом частного выбора и сугубо индивидуальной, если так можно выразиться, дозировки. Правду недаром сравнивают с Солнцем. Это не пустая метафора. Избыток солнечных лучей вызывает ожоги и может быть смертельно опасен. У каждого индивидуальная переносимость или, если хотите, непереносимость солнечного света, и свой автостоп срабатывающий, когда правда достигает опасного коэффициента концентрации. Мы прекрасно знаем, что есть вещи, о которых нам лучше не знать, не видеть, не иметь представления. Иногда нам интересно, до какого предела правды мы можем позволить себе дойти. Помню, холодильник городского морга произвел на меня когда-то сильное впечатление. А ведь я сам попросил, чтоб его открыли…
Иногда нас таки и подмывает сказать давно сдерживаемую, уже зажатую, как нож в рукаве, правду, уже сладко дрожат губы от предвкушения своего торжества и чужой боли…В конечном счете, правда, это всегда тайна. Иногда фокус – никогда не знаешь, что появится у нее из рукава: «Дама ваша убита, - сказал Чекалинский. Герман вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама»… Интересно, что с точки зрения психологии тайна определяется как избыток информации. Если вам приходилось хранить чужие тайны, вы легко поймете, насколько это верное определение. Иногда просто распирает. Тайна и, соответственно, скрытая в ней правда, обладают фантастической энергией. С античных времен человечество интересовала загадка о том, из чего состоит Вселенная, из каких первоэлементов. Слово «atomos» переводится с древнегреческого как «неделимый». Соблазн узнать правду дальше и расщепить атом, привел не только к небывалому прорыву в физике, но испепелил своей «правдой» Хиросиму и Нагасаки.
Есть такой афоризм: «Правда - это бог свободного человека». Заявление дерзкое, чтобы не сказать утопическое. Ну, во-первых, где это вы видели свободных людей? Свобода тяжела, рабство – просто, потому человек раб по своей природе, - писал Николай Бердяев. И все старания рядового человека, куда бы они ни были направлены, на зарабатывание денег, воспитание детей, создание произведений искусства, охоту, войну, рыбалку, секс, главной своей и сокровенной целью имеют попытку отгородиться от правды жизни. Так считал еще Паскаль.
Сведенная к формуле, правда скупа, она гласит: жизнь коротка, трудна и все знают, чем она кончается. А есть ли что-то после нее - неизвестно никому. С такой правдой в сердце жизнь действительно тяжела. Поэтому мы ищем других истин, о том, что жизнь прекрасна, полна света и наслаждений, необыкновенных возможностей, райских уголков под южным солнцем, где шепот прибоя нежно оттеняет чувственный шепот уступчивых красавиц; эта истина становится мечтой, мечта миражом, и обманывает нас, но мы согласны, пусть обманывает… Мы сами трудимся на ниве тотальной индустрии всеобщего обольщения. Каждый бессмысленный глянцевый журнальчик, публикующий из номера в номер бойкую ахинею на тему путешествия-шопинг-кулинария, трагически оправдан попыткой утешить нас, отвлечь. Своей обложкой он кричит с витрины, не грусти, я такой же мотылек-однодневка и завтра отправлюсь в мусорную корзину, но я не сдаюсь! Бери пример с меня и бери от жизни все! Плюнь ты на эту хмурую правду, прямо в лицо этому непреклонному палачу. Купи стильный брючный ремень! Но не спеши на нем вешаться! Посмотри, какие девчонки у меня на картинках! Это высокое гаерство заклинает нас – будь счастлив! Ты мог вообще не родиться. В космической лотерее тебе выпал неслыханный выигрыш, триллионы атомов взяли и сложились персонально в тебя, вместо того, чтобы гонять по Вселенной без дела. Так воспользуйся отпущенным временем до того, как они разлетятся по сторонам. Пусть им будет, что рассказать тем, кому никогда не выпадала удача родиться человеком.
Говорят еще, что счастья не заслуживает тот, кто в него не верит. И это тоже правда.