Андрей Коровин
Нет божества кроме Супермаркета, и Ассортимент – дух его.
Андрей Коровин. Супермаркет как зеркало гибнущей цивилизации
Давно хотел написать цикл статей, или, если угодно, заметок о жадности и самодовольстве, умственной деградации и экзистенциальной растерянности, кризисе воли и утрате чувства прекрасного, в общем – обо всем том, что скрывается за внешне нейтральным словом «Ассортимент».
Слово, казалось бы, пустое, ничтожное, однако при попытках исследовать его вблизи выросло в гиганта и, как и положено любому материалу, стало сопротивляться. Время шло, а статья все не получалась. Пока сам объект не подсказал форму исследования.
Итак, представим, что мы в супермаркете и забыли дома записку с перечнем необходимых покупок. Мы рассеянно катим тележку, глаза бегают по полкам, мысли беспорядочно прыгают. Надо начать. Какая разница, что мы положим в тележку первым?
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ.
Национальной идеи нет, потому что национальная идея есть. Выразителем ее является супермаркет. Где, как ни в длинных проходах между полками и стеллажами, мы ощущаем единство желаний и устремлений! И чем больше ассортимент, тем сильнее единый порыв.
Урны для голосования следовало бы расставлять в супермаркетах.
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
Ленин пытался просветить темные массы при помощи кино. Однако жизнь не стоит на месте.
В условиях тотальной деградации населения из всех культурных институтов важнейшим для нас является супермаркет.
Супермаркеты переваривают миллионы вчерашних деревенских жителей и тысячи тысяч мигрантов из диких поселений Центральной Азии. В кратчайшие сроки дикари отучаются плевать на пол и складывать покупки в холщовый мешок.
Но не только они. Слышали ли вы, чтобы московские старшеклассники, которые легко говорят матом на первом свидании, громко матерились в супермаркете?
Часто ли вы видите в супермаркетах драки или становитесь свидетелями так называемых межэтнических конфликтов? То-то и оно. Незримое дыхание ассортимента умягчает нравы ….
Я знаю человека, который первый раз в своей жизни «спасибо» сказал кассиру в супермаркете.
Немаловажно, что в супермаркете, особенно в дорогом, можно разглядеть вблизи, как одеваются и как ведут себя люди из дорогих автомобилей, жители четырехэтажных особняков, и необязательно в Подмосковье. Разглядеть и научиться по-своему им подражать.
А чистота? А завораживающий порядок и стройность на полках? Яркий свет? Грязный матерящийся мир с бандитами, бомжами и милиционерами остался за линией касс, как за линией Маннергейма.
В каком-то смысле супермаркет это ночной клуб наоборот.
ЧЕЛОВЕК ПРЫГАЮЩИЙ.
Ассортимент – это выбор, который никогда нельзя сделать окончательно. Это вечное возвращение назад, начало без конца, кошмарный повторяющийся сон, скрывающийся за веселыми нарядными полками.
Ассортимент – это потрясающий разрыхлитель воли и поглотитель времени, уникальный хронофаг. Если сплюсовать минуты и часы, проведенные перед полками магазинов в абсолютно бессмысленной попытке выбрать из одинакового, можно было бы на сэкономленных часах выстроить отдельную небольшую жизнь, полную приключений, любви и плодотворного труда.
Жизнь несбывшуюся. Поэтому супермаркет в каком-то смысле напоминает кабинет специалиста по абортам.
Неправда, что ассортимент взамен «человека разумного» создал « человека выбирающего». Ассортимент породил «человека прыгающего». Рожденный прыгать не то что летать, но и ходить-то толком не может. Во всяком случае, «прямые пути» не для него. Кроме, конечно, прямого пути в супермаркет.
Продолжение следует…
А если серьезно - так строители крупных торговых комплексов (включающих, разумеется, супермаркеты) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО заявляют в качестве концепции возведение этакого "очага цивилизации", куда можно не только за покупками, но и для "культурного отдыха" прийти (там еще помимо магазинов и фудкортов кинотеатры бывают, а раньше были казино). Многофункциональный комплекс (МФК) называются такие сооружения. Концепция довольно популярна у девелоперов, на выходе из кризиса, говорят, является одним из эффективных направлений развития рынка. Пипл хавает, значит.