ru   |   en
Начало  >   Свое мнение  >   Валерий Былинский  >   Валерий Былинский. Про смех и писаек

Валерий Былинский

Валерий Былинский

Учился в Днепропетровском художественном училище, в Литературном институте в Москве. Пишет прозу, публиковался в журналах "Новый мир", "Октябрь", "Дружба народов", Литературной газете".  По написанным им сценариям поставлены три кинофильма, из двух написанных романов один («Июльское утро» ) получил в 1997 году премию "Новое имя в литературе" в рамках российско-итальянского литературного конкурса «Москва-Пенне». Работает журналистом, киносценаристом.


А что, если выстроить всех – ну всех, нас и вас – и взять и рассмешить?

 

Валерий Былинский. Про смех и писаек

«Смех есть самая верная проба души… Смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен»

                                                    Ф.М. Достоевский, «Подросток»

 

Смех, конечно – вещь прекрасная, для человеческой природы естественная. Кто юмора не понимает, тот, как известно, жуткий зануда, и дел с ним лучше не иметь. Но почему-то иногда от смеха, даже от собственного, так с души воротит, что хочется сбежать куда-нибудь подальше и наложить на себя обет несмеяния.

 

У вас такое бывало?

 

Один немецкий телеведущий долго издевался в телевизионном эфире над женщиной-боксершей, осмеивая ее бабское умение махать кулаками, покуда «баба» не вызвала его на ринг и не отделала прилюдно, как цыпленка-табака. Характерный пример смеха от слабости, которым современные жители, в том числе и бывшего СССР,  любят маскировать свою нравственную и духовную хилость. Массовое явление в недавнем прошлом анекдотов про «новых русских» и братков – бесподобный тому пример. Смеялись не только потому, что было смешно, а еще и потому, что как бы протестуя перед хамской  культурой, при этом заискивали перед ней. Ну, как в анекдоте, где запорожец въезжает в мерс, а из мерса выходят «крепкие» ребята, вытаскивают из «запора» водилу, трясут его, а тот им жалостливо: «Я прозаик!» А они ему грозно: «Чё, про каких, блин, заек?»

 

Отличный пример смешочка от страха и сознательной трусости, интеллигентское хихиканье из-за угла: типа, вы хоть и сильнее и богаче, зато мы, хи-хи-с, все ж таки остроумием отличаемся! И люди, которые сегодня пишут, которые  считают себя писателями и даже книги выпускают, так оценивают свой труд, низводя его до посмешища.

 

Интересно, Хэмингуэй, писавший каждый свой рассказ так, словно выходил на боксерский ринг, хихикал бы над таким анекдотом?

 

Не общество, не социум выстраивают отношение человека к самому себе и к делу, которым он занимается. Он сам, имеющий честь и достоинство быть и писать, или быть битым и описываться, это выстраивает.

 

Может, и книги такие сегодня издаются, потому что их пишут «прозайки».

 

Смеяться лучше от силы, а не от слабости, как советовал когда-то Пушкин. Александр Сергеевич, хоть и небогат был, и, как известно, кучу долгов после себя оставил – но любого богатого хама или мерзавца на дуэль мог вызвать.   

 

А мы – вызвали бы?

 

В последние годы появился новый, как бы такой «кающийся» вид смеха от слабости. Мой приятель, гениальный сценарист-сериальщик, с почти лермонтовской самоиронией, гомерически хохоча, пересказал мне чью-то шутку в ЖЖ: «Все пассажиры троллейбуса за тридцать – неудачники».

 

- Ты понимаешь, ведь это про нас, про нас, как точно и тонко! – заливался уютным смехом сценарист.

 

Ну что ж, давайте похихикаем над тем, что у тебя нет новейшей модели сотового телефона, что ты ездишь до сих пор на «семерке», а в квартире не сделан евро-ремонт, что отдыхаешь ты все еще в какой-то Турции (или - о ужас! – на дачном участке) а не на Антигуа или Мальдивах.

 

Эпоха «новых русских» (как и «новых украинцев, молдаван» и прочих ) давно кончилась. Малиновая безвкусица сменилась эпохой гламура. Появился целый средний класс глянцевой интеллигенции – с отличным образованием, банковским счетом, запасом мобильности и – ироничности. О ирония! Теперь ты царствуешь в нашем продвинутом мире, только ты. Журналы сплошь и рядом требуют от авторов, чтобы они писали не познавательные статьи, а развлекательные. В тех темах, где серьезности не избежать, редакторы настойчиво требуют вставить иронию. Мол, вот тогда ваши тексты можно без скуки читать. В фильмах сильный герой должен время от времени изрекать «гэги» - то есть остроумные шутки, придуманные сценаристами.

 

Интернетовские сайты знакомств пестрят главным требованием к претендентам на сердце и постель: Будь ироничным! Умей развлекать! Обладай чувством юмора! Только не будь, ради бога, скучным! У женщин требование  к партнеру по наличию чувства юмора нередко даже высится на первом месте, а только потом идут отсутствие материальных проблем, хорошее образование и т. д. и т.п.

 

Психологи отмечают офисный синдром повышенной улыбчивости у молодых девушке и парней, у которых появляются ранние морщины под глазами и на уголках рта из-за постоянных «дежурных» улыбок.

 

Вам не приходилось, общаясь с людьми в разношерстной социальной компании, чувствовать, как, мучительно улыбаясь, ваши собеседники ищут хоть какую-нибудь причину, чтобы найти тему для шутки и рассмеяться?

Однажды я слышал, как двое менеджеров засмеялись тому, что тарифы их сотовых телефонов оказались не такими уж невыгодными, как они вначале предполагали. Радость-то какая!

 

Юмор, как и другие эмоции, перемещается из области слов в знаки. Многие «эсэмески» и интернетовские послания состоят не только из слов, но и из дополнительных, похожих на наскальные рисунки, значков. Один юный школьник даже изрек в школьном сочинении, что идеалы жизни, по его мнению, можно выразить так: «Наша жизнь наполовину состоит либо из смайликов: :-) :-) :-) (JJJ ), либо из грустиков: :-( :-( :-( :-( ( LLL ).  Грустики – это плохое (зло), А Смайлики – это хорошее (добро) , Поэтому надо изо всех сил жить только  J J J 

 

Интресно, наступит ли когда-нибудь время, когда, встретившись на улице, мы будем прикладывать после произнесенных слов к губам пальцы, свернутые каким-нибудь замысловатым знаком, означаюшим: это я, мол, тут сострил, а вот здесь слегка улыбнулся?

Или, как в романе Мишеля Уэльбека «Элементарные частицы», всему населению Земли сделают трепанацию души и превратят в вечно улыбающихся и никогда не страдающих человеков?

 

Врачи-психотерапевты советуют: обязательно смейтесь, это полезно для здоровья и карьеры. Юмористы, пародисты, комеди-клабисты приглашают к ежевечерним телевизионным юморинам, словно к богослужениям и молитвам.

 

Вспомним, что даже святые улыбались и шутили, как например, Серафим Саровский и Амвросий Оптинский. Но может, они знали ту грань, за которой шутка перестает быть просто веселой и превращается в скабрезный, пустой смех?

 

Эй, где ты, эта грань, существуешь ли ты?

 

Конечно же, существуешь, как не бывает море без берегов, картина  без холста, ребенок без родителей, жизнь без рождения и смерти, война без проигравших и победителей.

 

Разве любовь, например, смешна? Разве попытки понять смысл жизни - смешны? Разве рождение человека – смехотворно? Разве выучиться интересной профессии, построить дом, создать семью – иронично? Кстати – в Библии, в Евангелии, найдите-ка смешные диалоги, монологи, места? Почему-то все перечисленное совсем не скучно, так ведь?

 

«Любая стоящая книга, как и стоящая жизнь, должна быть серьезна, иначе она будет лживой» - писал Антон Чехов, известный любитель иронии.

 

В последнее время в России становятся серьезными лишь тогда, когда речь заходит о деньгах…

 

Хотя…

 

Хотя нет, вру. Вот недавно Ходорковскому дали еще новые 14 лет срока, и некоторые сразу посерьезнели. Написали в блогах, как, например, руководитель серьезного Театра doc, что вот, мол, приличному человеку преступно теперь праздновать Новый Год, оливье жрать, когда такому сидельцу-страдальцу такой срок добавляют.  И добавил еще, что судья Данилкин, вынесший приговор, есть дворовой мужичонка и раб, исходя из его фамилии. А мать Ходорковского прокляла судью, его семью и всех его детей, и всех, кто потом от них родится. А еще перед этим на Манежной площади в Москве толпы молодых людей скандировали без всякой примеси иронии лозунги, которые защитники Ходорковского назвали фашистскими…

 

Однако. Так вот ты какая, серьезность – разная, выходит, бываешь?  Но, пожалуй, это тема другой статьи, или даже книги…

 

А пока что вернемся к смеху.

 

Мне кажется, что смех, даже при нынешнем притоке серьезности, не исчез все же, нет. Вот тот же Ходорковский. «Видели вы, как благородно этот человек на суде улыбался? – восхищенно написала недавно одна дама в ЖЖ, - он же смеялся в лицо своим палачам, смеялся...»

 

А что, если выстроить всех – ну всех, нас и вас – и взять и рассмешить?

 

Зачем?

 

Да так, чтобы хоть какие-то ориентиры в своей душе высветить. Потому что меня вот смех Ходорковского на суде или ухмылка того же руководителя Театра.doc ( мне почему-то кажется, что когда он на Путина или Медведева в телевизоре смотрит, то ухмыляется) как-то не греет. Даже несмотря на логическую завершенность мысли, что их возмущение вроде бы справедливо.

А вот улыбка сына моей однокурсницы, ходившего на Манежную протестовать против беспредела кавказских диаспор и беспредела нашей русской милиции, греет душу.

 

В чем дело, может быть я – бесчувственная сволочь, фашист?

 

А давайте все-таки посмеемся.

 

«Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек – значит, хороший человек. Чуть заметите малейшую черту глуповатости в смехе – значит, несомненно он ограничен умом… Или, наконец, если смех этот хоть и сообщителен, а все-таки почему-то вам покажется пошловатым, то знайте, что натура того человека пошловата, и все благородное и возвышенное, что вы заметили в нем прежде – или с умыслом напускное, или бессознательно заимствованное, и этот человек непременно впоследствии изменится к худшему, займется «полезным», а благородные идеи отбросит без сожаления, как заблуждения и увлечения молодости»

                                                                          Ф.М. Достоевский

 

 

                                                                                   

 

 

 

 

  

Комментарии

Aнна aka Kathylap
20.01.2011 09:04:31
Про смех против смерти и смех без причины

В чем-то согласна с автором, хотя в целом, на мой взгляд, проблема подана больше в плоскости, чем в объеме: не хватает оттенков и нюансов. Да, безусловно, "интеллигентское хихиканье из-за угла" - самоуничижение, которое паче гордыни. Но вместе с тем там, где заканчивается самоирония, начинаются претенциозность и скука. "Всю жизнь хотел делать, что хочу, а теперь что делаю то и хочу" (А. П. Чехов) - это не про писайку, про писателя.
Отмечу также, что в словаре антонимов слову "серьезный" соответствует не только "смешной", но и "легкомысленный". Почувствуйте, как говорится, разницу.
А уж синонимический ряд, включающий "смешить", содержит далеко не только "развлекать", но и "веселить, увеселять, радовать, забавлять, тешить, потешать, утешать, услаждать, занимать". Слово - доминанта в ряду - "веселить". Снова разница: если смех, как и улыбка, вполне могут быть искусственными, фальшивыми, то имитировать веселье - сложнее. Это ведь состояние, которое либо есть, либо нет, не так ли? Не здесь ли та грань - вернее, одна из граней, отделяющих "смех без причины - признак сами знаете чего" от того самого - хотелось сказать отношения к жизни - но нет: способа жить, в социуме ли, в искусстве, в профессии, где "Если им больно - не плачут они, а смеются...", "Какая, в сущности, смешная вышла жизнь..." и конечно же - "Улыбайтесь, господа! Серьезное лицо - это еще не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица"?..
И где столь серьезные вещи, как любовь, попытки понять смысл жизни, рождение, постижение профессии, дом, семья и даже смерть МОГУТ стать поводом для смеха. Горького или веселого - тут уж зависит от ситуации. Но не "без причины" и не фальшивого, нет.
Вспомните особый, "цеховой" юмор людей трудных, связанных с риском для жизни или со спасением жизни других, профессий. Клоунов, помогающих выжить тяжелобольным. Да и собственно историю возникновения искусства комедии, начало которого, по одной из философских теорий, - в дионисийской ипостаси античной трагедии (ссылка на первоисточник нужна?). Смех - и ужас хаоса и смерти - известное со времен античности противостояние. Смех, помогающий справиться с этим ужасом, - не победить полностью, нет, но ощутить свободу от него - не может быть фальшивым.
Имеет ли отношение к этому смеху ирония как способ социальных коммуникаций?
К слову, позволю себе предположить, что царствование иронии в этом качестве - вовсе не сегодняшнее "приобретение" общества. Про Чацкого, Онегина, Печорина и их взаимоотношения со "светом" еще в школе изучали. Изображенных в литературе "лишних людей", помнится, отличало сочетание умения смешить и даже смеяться как часть принятых в обществе хороших манер с неспособностью радоваться. В коммуникациях с современным им социумом данные персонажи не преуспели - иначе "лишними" бы не звались. Быть может, здесь ключевое слово - именно внутренняя свобода? И отличие "лишнего человека" всех времен - именно в тотальной зависимости от "мнений света" при нежелании соответствовать принятым "в свете" порядкам?
И может, в этом же - еще одно отличие "хихиканья из-за угла" от иронии, позволяющей если не обрести навсегда, то раз за разом ощущать внутреннюю свободу как от хихикающих, так и от слишком серьезных лиц?
Noor
16.07.2013 02:43:45
You Sir/Madam are the enemy of confusion evrrewheey!
Rabin
18.07.2013 05:21:37
Do you have more great <a href=\"http://brxjjfhyi.com\">arlectis</a> like this one?
Rafael
19.07.2013 10:54:59
This potnsig knocked my socks off http://wnowaxrt.com [url=http://qkveezs.com]qkveezs[/url] [link=http://yctsrgf.com]yctsrgf[/link]

Добавить комментарий

Имя*
Email*
Текст*
Секретный код*

Warning: imagepng(img/captcha/5dcb81df4cc0316b5f48b99c03f54df5.png): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/annasaryan/data/www/library/Zend/Captcha/Image.php on line 563