ru   |   en
Начало  >   Свое мнение  >   Евгений Мамонтов  >   Евгений Мамонтов. Быть или не быть

Евгений Мамонтов

Евгений Мамонтов

Евгений Мамонтов родился в 1964 году. В 1991 окончил Литературный институт имени Горького. Лауреат Астафьевской премии. Живет во Владивостоке. В книге «Номер знакомого мерзавца» о ремесле писателя говорит: «Я завидую людям, которые могут сказать о себе: я плотник, инженер, скульптор, в крайнем случае, журналист. Мне, как какой-нибудь проститутке, приходится отделываться стыдливыми эвфемизмами вроде : «Работаю в сфере услуг населению». Как-будто есть кто-нибудь, работающий в иной сфере».
 

 Смиряясь, очень приятно пить по выходным водку. В этом есть некая соборность, если представить, сколько соотечественников заняты тем же 

Евгений Мамонтов. Быть или не быть

 

 

В выходной день всякий человек подобен Гамлету и решает для себя только один вопрос: «Быть или не быть?» И, конечно, всякий решает по-своему. Один принимает душ и насвистывая едет на теннисный корт, чтобы после хорошей игры позавтракать с приятелями, потом заехать за своей девушкой и отвезти ее за город, на море, научить кататься на доске и нежно слизнуть морскую соль с ее смуглой щеки, а вечером, уже после танцпола, освежиться холодным пивом, дружески громя приятеля на бильярде или в боулинге, и при этом с удовольствием вспоминая, что еще вся ночь впереди и выходные только начинаются.

Это значит – быть!

А можно проснуться в субботу утром в чужой квартире и гадать где ваши брюки, превозмогая головную боль и оглядываясь вокруг в поисках какой-нибудь подсказки, которая поможет вам вспомнить имя гостеприимной дамы, пока она еще не проснулась. А когда найдете брюки, не бежать домой с поджатым хвостом,  выдумывая бредовые оправдания, а вместо этого дойти до ближайшего цветочного киоска или, в крайнем случае, ободрать клумбу и   вернуться с букетом в тот самый момент, когда проснувшаяся дама в сердцах клянет мужское малодушие. И после этого повторить все, что было вчера, но уже с толком, с полной властью над собой и предметом вожделения. А потом, беззаботно улыбаясь, курить, выдыхая дым в потолок…Это тоже значит – быть!

Можно приготовить омлет и два бутерброда и с нежностью смотреть, как ваша дочка отказывается их есть, потому что ей хочется шоколадные хлопья с молоком, которые кончились вчера и вы забыли их купить…И тогда вы говорите: «Ну, ладно, пойдем есть мороженное на завтрак!» И ведете ее в кино, смотрите, как после мороженного она ест попкорн из красного ведерка, зачерпывая его оттуда слепой ладошкой и не сводя глаз с экрана. А после обеда в мелькающей тени, как сквозь пеструю сетку, весело кататься с дочкой наперегонки по аллее в парке, слушая радостный звоночек ее велосипеда. И это тоже значит – быть!

Можно, наслаждаясь обстоятельностью, сервировать к завтраку стол лишь для того, чтобы съесть яйцо вкрутую, и сделав глоток кофе, промокнуть губы полотняной салфеткой, выдернутой из серебряного кольца салфеточницы с монограммой вашего прадеда, а потом с треском развернуть страницы Times, чтобы читать по-английски о прениях в палате лордов, не обращая внимания на летящую в тартарары варварскую страну за окном. И это тоже значит – быть! Вопреки всему.

Вариантов не счесть: если дела ваши совсем уж плохи, то можно надеть свой лучший костюм, вставить в петлицу срезанную утром хризантему, с легким щелчком вбить в рукоятку увесистого ТТ восьмизарядный магазин и попытаться завязать на улице разговор с хорошенькой девчушкой в мини-юбке, пока вы дожидаетесь когда к дверям банка подъедет инкассаторский фургон.

Если это вам кажется слишком хлопотно, можете просто прыгнуть в этом костюме с моста. И все равно это значит – быть!

Но можно выбрать и - не быть! Например, с утра, засучив рукав, вы впариваете себе чуть большую дозу, чем обычно. И вот вас уже нет и не будет какое-то время. А можно после завтрака лечь и включить телевизор, чтобы выключить его только вечером. На волнах телевизионного эфира вы качаетесь безвольно и некое электромагнитное Дао проникает вас насквозь, лишая собственного «я», растворив его в виртуальном мире. Бестелесные призраки - от президента до телеведущего, завораживают и развоплощают вас; отсвет экрана тленом ложится на ваше лицо в сумерках и Вам остается только вспомнить предсмертные слова Будды: «Все составные вещи подвержены распаду – будьте последовательны». Но в тот момент, когда вы уже готовы достичь просветления, на экран врывается реклама сублимированной лапши, и вы понимаете, что телевизор не пригоден для медитации, вы непригодны для медитации, вообще все на свете никуда не годится и выходной ваш полное говно.

Если вы твердо выбрали «не быть», но при этом опасаетесь радикальных ходов – можно посоветовать вам - действовать против собственной воли. Обычно это, как раз, называется – проявлять волю, т.е. действовать вопреки собственным желаниям. Возьмите и поезжайте на дачу помочь теще. На электричке. В субботу. Напихайте себе полный рюкзак стеклянных банок, а под мышку суньте полутораметровую доску для ремонта крыльца и полезайте в вагон, чтобы посмотреть, как живут простые люди, не читающие гламурных журналов. А на даче, не только беритесь за всякую работу, но покорно выслушивайте все, что вам будут говорить о том, как поливать рассаду, как полоть, о болезни соседа дяди Васи и о тысяче вещей вам бесконечно скучных и далеких. Тогда вы поймете, что жизнь человека коротка, а дача вечна и требует непрестанной заботы. Посчитайте сколько вам осталось до пенсии, и смиренно представьте себя на этой же грядке, в застиранной рубахе с таблетками валидола в нагрудном карманчике….

Всякое «не быть» близко к отказу от собственного «я», что по духу совпадает с любой религиозной доктриной и настраивает на философский лад в духе смирения. Смиряясь, очень приятно пить по выходным водку. В этом есть некая соборность, если представить, сколько соотечественников заняты тем же. Водка требует от человека меньше усилий, чем религиозное строительство души, но в чем-то с ним совпадает на определенных этапах. Недаром Тимоти Лири, крупнейший психоделический гуру, признавал глубинное родство верующих с наркоманами и алкоголиками, а Саваоф марксизма прямо назвал религию опиумом для народа.

Но как бы мы ни судили со своими «быть или не быть?», мудрее всех поступают дети, не задающие себе таких вопросов. Для них мир еще не разделился на «да» и «нет», черное и белое, душу и тело…Отсутствие подобной «дуалистичности» позволяет им летать выше, без груза выбора, просто жить, испытывая больше радости, чем печали. (Я читал, что дети озорничали и играли в пятнашки даже в концлагерях). Но со временем мы воспитаем в них проклятую привычку размышлять логически, оценивать, взвешивать и, как следствие, терзаться гамлетовскими вопросами даже по пустякам… Поэтому по выходным свой первый, исполненный ностальгической зависти взгляд, я бросаю на детскую площадку.

Комментарии

George
16.07.2013 05:57:54
With all these silly wesietsb, such a great page keeps my internet hope alive.
Mohamed
17.07.2013 07:01:10
Just the type of <a href=\"http://tqdehdyeur.com\">inhgsit</a> we need to fire up the debate.
Yania
18.07.2013 05:30:18
This post has helped me think things <a href=\"http://mdaawz.com\">throguh</a>

Добавить комментарий

Имя*
Email*
Текст*
Секретный код*

Warning: imagepng(img/captcha/bb5665610f2509b1c6e9569dc9c7d209.png): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/annasaryan/data/www/library/Zend/Captcha/Image.php on line 563