Соня Полетаева
Покупатель – это не то, что зритель. Нельзя сказать, что он важнее, но без него нельзя. Что важнее – воздух или вода?
Соня Полетаева. Покупатель.
Понятно, что художник не может существовать без покупателей его картин.
Если даже художник заперся в хрустальной башне и готов умереть от голода, но все же писать то, что он хочет и тогда, когда он хочет, и так, как он хочет, и говорит, что плевать ему на покупателей, - все равно покупатели нужны ему. Хотя бы, чтобы почувствовать, насколько высока его хрустальная башня и насколько прочны ее стены. Это могут быть, скажем так, и отрицательные покупатели, то есть такие, кто вообще-то покупает живопись, а вот работы его, одиноко сидящего в недоступно хрустальной мастерской, почему-то брать не желает. Во всяком случае, покупатель должен бродить где-то вокруг, он должен быть. Как говорится: «Спасибо тебе за то, что ты есть!»
Приблизительно по той же причине нуждается в покупателе и финансово независимый художник, наследник богатых родителей или владелец заводов с проклюнувшимся талантом и тягой к творчеству.
Покупатель – это не то, что зритель. Нельзя сказать, что он важнее, но без него нельзя. Что важнее – воздух или вода?
И что говорить о профессионалах, то есть о тех, для кого живопись единственный источник заработка.
Тема покупателя, конечно, достаточно сложна и, возможно, неисчерпаема. (Как, кстати и все темы вообще). Но я всегда думала, а какой именно покупатель дороже всего художнику?
И вот я решила опросить всех моих знакомых рыцарей кисти. По результатам опроса получился такой собирательный портрет.
Будем считать, что плохих покупателей нет в природе. Поэтому перечисляю хороших.
Хороший покупатель – это клиент, который разбирается в живописи. Который спрашивает, что новенького вы сделали, и долго ходит вокруг, а потом выбирает не самую броскую работу, но ту, которую втайне вы ценили больше всего.
Хороший покупатель – это клиент, который абсолютно не разбирается в живописи, но берет быстро, много и часто.
Хороший покупатель – это также человек, с которым можно достаточно откровенно, не привирая и не манерничая, поговорить, пусть даже он купит только одну работку, и то не каждый раз.
Очень хороший и очень уважаемый (на полном серьезе я говорю это слово «уважаемый» - эти люди действительно достойны уважения) покупатель – такой, который покупает часто, разбирается в живописи, чувствует, когда художнику нужно помочь. Такой, который присылает к художнику других покупателей. Который пытается помочь советом. Этот вид покупателя зачастую важнее агента или галериста.
И вот тут мы подходим к лучшему из лучших, к идеальному покупателю. Идеальному не столько потому, что он совершенен подобно искусно ограненному бриллианту, а потому, что он наполнен некоей идеей и воплощает в себе некую идею. Идею человечности, тепла, любви и бескорыстности, - всего того, что отличает на мой взгляд и настоящее произведение искусства. (Хотя, скажем по секрету, я такого человека ставлю выше любой из картин). Каков же он, этот человек? Не буду пытаться описывать его в отвлеченных терминах классификации, а лучше приведу цитату из письма одного моего питерского знакомого. Он просил не называть его имени, так мы и сделаем.
«У меня, Соня, есть несколько покупателей, приходящих на все мои выставки из года в год. Когда их нет, я переживаю, что случилось с ними, что-то подсказывает, что они не прийдут, только если тяжело заболеют или в случае какого другого несчастья. Это небогатые люди. Не нищие, конечно, но и небогатые, одна из них учительница математики в средней школе ( а муж ее учитель физкультуры в лицее). Они КОПЯТ, чтобы купить мою работу. Иногда на это уходит год, или даже больше. Они не коллекционируют, не вкладываются, не понтуются перед знакомыми, они отказывают себе не знаю даже в чем, они просто приходят и стоят в сторонке и иногда просят оставить работу, потому что у них не хватает денег, и они обещают, что подкопят чуть позже и заплатят все. И они не принимают подарков. Во всяком случае на выставках. Эти люди ЛЮБЯТ живопись без всяких таких особенных причин. Два года назад «моя» учительница не пришла на Рождественскую выставку, на которую я ее пригласил, тогда я позвонил и приехал к ней, у нее тяжело болел сын. Я приехал с лучшей моей работой и подарил ей. Она отказывалась, потом плакала. Навзрыд, долго. Я все время хотел погладить ее по голове. Не забуду этих слез…»
Вот такие, друзья мои, бывают покупатели.