ru   |   en

Рузан Сарьян. Талант и радость

02.04.2012

 

 

Опубликовано в журнале:

«Дружба Народов» 2012, №3

 

 

Культурная хроника

“1962 год. Обновляется рубрика “На темы культуры и искусства”: впервые в журнале (в июльском номере) читатель находит цветную вклейку — репродукции картин “Белорусские припевки” Р.Кудревича и “Балхаш” Н.Тансыкбаева; в сентябре на вклейке — живописцы Молдавии (рядом —статья 3.Куторги об их творчестве), в октябре — молодые живописцы и графики Эстонии (статья Л.Соонпяя), в ноябре — “Залп “Авроры” Кукрыниксов, в декабре – “Армения” М.Сарьяна, “Сбор чая” А.Кутателадзе, “Высота” И.Зариня — вклейка становится традицией”.

 

Л.А.Аннинский. Из истории журнала

 

 2012 год. Спустя полвека журнал “Дружба народов” при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС) принял решение возобновить цветные вклейки. Надеемся, это действительно станет традицией.

 

Улица Воровского снова Поварская, многое изменилось за эти десятилетия, но “Дружба народов” и стремление объединять народы и популяризировать творчество представителей культуры всех национальностей остались.

 

Цветные вклейки этого номера предлагают вашему вниманию художественные работы Анны Сарьян. В этой преемственности, Мартирос — Анна, много радости, света и надежды.

 

 

 

Талант и радость

 

Знойным летним днем августа 1969 года, в семье великого армянского художника Мартироса Сарьяна с разницей в двенадцать часов родились две правнучки.

 

Дочь внука Рубена назвали Анной в честь старшей сестры Мартироса Сергеевича, а дочь внучки Катаринэ — Мариам. Обе девочки уже в раннем возрасте проявляли способности к рисованию. Мариам, или, как называли ее в семье, Маша, очень любила читать и параллельно чтению рисовать персонажей понравившихся ей книг. После окончания Ереванского художественного училища она работала на студии “Арменфильм” в отделе мультипликации. Однако каким бы замечательным графиком она ни была, ее призванием оказалась литература. В 2009 году Мариам Петросян прославилась на всю Россию как автор замечательного романа “Дом, в котором”… Могла ли Мариам унаследовать писательский дар от своего прапрадеда Газароса Агаяна — писателя-сказочника, которого у нас в Армении сравнивают с Андерсеном, — вполне вероятно.

 

Жизнь Анны Сарьян больше связана с Москвой — школа, затем учеба в Худграфе. Однако первые годы жизни в Ереване и летние каникулы, проведенные в живописном ущелье Дилижана, оставили неизгладимый след в ее памяти, не говоря, наверное, о генетике, которая, в свою очередь, сыграла важную роль. Однако гены генами, но, чтобы добиться успеха в той области, в которой творил гениальный прародитель, помимо таланта необходимы трудолюбие, упорство, убежденность, да и просто смелость, граничащая с дерзостью. Обладает ли Анна Сарьян всеми этими качествами? Однозначно да, об этом свидетельствует ее десятилетнее творчество, успешное участие в выставках, любовь и признание, которые Анна смогла завоевать за эти годы. У Анны свой неиспорченный цивилизацией зритель, в душе которого белоснежный цветок магнолии или залитое солнцем крылечко дачи в Хотьково способно всколыхнуть целый рой удивительно нежных и чистых эмоций. На самом деле таких людей намного больше, чем тех, чьи вкусы может удовлетворить тело мертвой зебры, помещенное в формалин, или другие виртуозные изощрения оп-арта.

 

Возвращаясь к теме преемственности, можно, конечно, отметить такие особенности живописи Анны Сарьян, как упрощение и обобщение форм, использование чистых несмешанных красок, передача контрастов света и тени при помощи локальных цветов — многое из того, что привнесли в культуру живописи великие французские художники конца XIX — начала XX века. Анна смело пользуется достижениями живописной техники мастеров прошлого, но не подражает им, а идет своим путем, потому что обладает собственным видением мира, ей есть что сказать, ее впечатления и переживания честны, искренни. Такое искусство не может оставить зрителя равнодушным. На полотнах нет сюжетов, жанровых сцен, в основном это пейзажи, натюрморты, портреты. Но, однажды увидев ее работы, стремишься вновь испытать их благотворную энергетику, хочется видеть и у себя дома эти тыквы, цветы, замечательные аллеи с платанами, каштанами, поля с сочной зеленью, лесные тропинки, освещенные солнечными лучами, проникающими сквозь листву.

 

Картины Анны даруют людям радость и энергию — это самое важное, что она унаследовала у своего великого прадеда — Мартироса Сарьяна.

 

Рузан Сарьян

 

Директор Дома-музея М.С.Сарьяна, Ереван